О ремонте экрана Psion 3а: Советы по Psion, EPOC

О ремонте экрана Psion 3а

(C) Mike Kudritsky
Всем владельцам Псионов 3а, 3с, 5, 5мх, Revo привет!
Вы имеете великолепные КПК. Каждая модель в своем кйассе! Но не все знают, что Псионы - колоссы на глиняных ногах.
Неприятная ситуация, когда вбухаешь $600 за сам КПК, $600 на программы и аксессуары к нему, а через года 2-3 обнаруживаешь КПК неработающим. Конечно, КПК ремонтируются, но от фирменных цен за ремонт волосы на голове дыбом встают...
Я испил сию горькую чашу со своим PSION 3c. Псион 3с внешне - очень прочная машина. Так и проектировалась! Но, оказалось, что вся гниль этой машины находится внутри. Как говорится, сила есть, да вот здоровья нет...
Но отчаиваться не стоит. Сообща можно найти выход из любого положения. Я и трое моих коллег по переписке вносим свою лепту в ремонт Псион 3с.
Вот наиболее типичные поломки Псионов 3 серии.
1). Провалившаяся панелька с клавишами быстрого доступа к основным приложениям. Причина - перетершийся пластмассовый штырь, которым панель крепится к корпусу по принципу "папа - мама".
Ремонт прост - надо просверлить в панельке отверстие (по диаметру штыря и на месте штыря), и вставить в него заклепку со сточенной полумесяцем тонкой плоской шляпкой. Для заинтересовавшихся могу описать ремонт подробнее.
2). Неработающие клавиши быстрого доступа к основным приложениям.
Совет Psion: "Разобрать КПК и встравить выскочившую контактную область шлейфа обратно в разъем". Я расцениваю успех такого ремонта в 0.01% Так как причина неработающих клавиш скорее всего другая. (Выскочить из разъема шлейф не имеет никакой возможности, т.к. фиксируется на месте специальным штырем, входящим в отверстие на шлейфе).
Так в чем же дело? С вероятностью 99.99% причина состоит в следующем.
Структура дорожек шлейфа порошкообразная. Этим объясняется его удивительная устойчивость ко всякого рода изгибам, перегибам и пр. Дорожку шлейфа можно себе представить как набитый угольной пылью женский чулок. Понятно, что сколько ни крути, ни мни этот чулок, электрический контакт между пяткой и верхней оконечностью будет обеспечен.
Великолепная идея! Но реализация от Psion PLC страдает чудовищным ляпом: контактная область дорожек представляет собой голый порошок! Если раз пять вставить контактную область в разъем, то порошок смахивается и контакт, естественно, пропадает!
Контактная область частично может оголиться из-за мелких колебаний, которые совершает шлейф вокруг штыря-фиксатора (почему-то одного!) внутри КПК.
Описанный эффект - основная причина выхода из строя клавиш быстрого доступа.
Как же ремонтировать эту напасть? Очень просто. Так, как должны были спроектировать этот шлейф английские инженеры с самого начала.
Покупаете токопроводящий клей "Контактол", предназначенный для ремонта обогрева заднего стекла автомобиля (60 руб). Или его импортный аналог (600 руб).
Наносите тонкую полоску клея на каждую из 6 дорожек контактной области (к счастью, порошок смахивается только на первой 1/3 части области контакта). Даете засохнуть клею. И ремонт закончен!
Еще лучше приклеить Контактолом на дорожки полоски медной фольги. Увы, мне столь тонкая операция не удалась. Пришлось ограничиться просто слоем клея. А то дорожка стала бы вечной!
Впрочем, даже нанесение клеевых дорожек - непростое занятие. Для желающих могу поделиться некоторыми секретами.
3). Наконец мы добрались до главного перла английской инженерной мысли - шлейфа соедниения ЖК дисплея с системным блоком. Ведь без панельки с клавишами быстрого доступа к основным приложениям можно с грехом пополам работать, а вот без монитора тяжеловато!
Гротеск ситуации состоит в том, что мировой опыт задолго до появления Псиона 3а (3с) доказал неэффективность шлейфового соединения ЖК дисплея с системным блоком. Народ, очень мягко говоря, возмущался тем, что покупая ноутбук в начале 90-х годов этак за $7000 через 1.5 года обнаруживал его неработающим из-за паршивого шлейфа, цена которому - пара долларов.
Ситуацию быстро поправили - теперь в ноутбуках электрический контакт дисплея с системным блоком осуществляется специальными щетками.
А вот английские инженеры Псиона решили повеселить своих клиентов, опять внедрив шлейфовую систему...
Теперь о ремонте. Едва увидев подмигивания экрана Псиона, появление на экране черных полос, исчезновение изображения на части экрана и т. п., вы должны сразу прекратить эксплуатацию КПК. Признак выхода из строя шлейфа - изменение изображения при постепенном открывании-закрывании КПК.
Самое простое и эффективное средство ремонта стоит 0 руб 00 коп. Надежность - стандартные 1.5...3 года. Оно столь очевидно, что пришло мне в голову только через 8 месяцев после первых модмигиваний Псиона.
У Псиона 3с шлейф имеет длину 17 см, ширину 17 мм и 16 медных дорожек. Реально он прямой, как линейка, но внутри дисплея имеет место изгиб шлейфа, разворачивающий дорожки на 90 градусов.
От непрерывных открываний-закрываний КПК дорожки ломаются. Место излома находится как раз под панелькой с клавишами быстрого доступа. Места излома определяютяся визуально, если на дорождки посмотреть при освещении солнечными лучами.

Итак, ремонтируем шлейф. Основной способ.
1). Выпаиваем шлейф из монитора. Да, да, ремонт будет кадринальным. Паяльник нужен на 30 W с тонким жалом.
2). Распрямляем место перегиба. Кладем прямой шлейф в книжку и под пресс. Для лучшего распрямления.
3). Зачищаем шлейф над местами, где находятся трещины дорожек. Из медной фольги, предназначенной для изготовления печатных плат, вырезаем перемычки по ширине дорожки и около 5 мм длиной. Припаиваем перемычки над трещинами. Не забываем пользоваться канифолью. Прозваниваем шлейф. Залепляем место ремонта кусочком скотча.
4). РАЗВОРАЧИВАЕМ ШЛЕЙФ НА 180 ГРАДУСОВ. Это - основная изюмина ремонта! То место шлейфа, что паялось, будет вставляться в разъем системного блока и наоборот.
Тщательно размечаем новое место изгиба. Делаем новый изгиб при помощи линейки. Прихватываем его клеем Момент.
Смысл разворота шлейфа: обветшалая часть шлейфа будет находиться внутри монитора и, следовательно, не будет гнуться. Изгибаться будет уже "новая" часть шлейфа.
Не пытайтесь восстанавливать гнущуюся часть шлейфа и возвращать ее на место! Это все недолговечно! Проверено! Восстановленная часть не должна гнуться!
5). Припаиваем шлейф к платке монитора. Не забывая про канифоль. Не следует также злоупотреблять канифолью, т.к. ее кусочки могут отвалиться и поцарапать экран с внутренней стороны.
6). Собираем КПК. Все! Вас можно поздравить. Еще на 2-3 года можно забыть про шлейф.

А как же быть через 3 года, когда весь шлейф обветшает? Здесь тоже можно сказать пару слов. Теперь речь идет о полной замене шлейфа. Возможные пути замены:
1). Надо взять шлейф от CDROM, соединяющий читающую головку с печатной платой. Моделей CDROM великое множество и, к сожалению, у каждой модели свои шлейфы. На Митинском рынке часто продают "дохлые" CDROMы за 50-100 руб. Берите с собой отверточки и, открыв крышку, посмотрите какие внутри шлейфы...
Двое знакомых именно таким способом вернули свои Псионы к жизни.
2). Шлейфы, соединяющие печатающие головки принтеров (матричных и струйных) с материнскими платами. Обращайте внимание на шаг между дорожками и их числом. Мной проверены Epson LQ 100 (не подходит - велик шаг) и HP DeskJet 510 (не подходит - мелкий шаг).
Заманчиво найти подходящий шлейф от струйника НР. Они (шлейфы) широкие и длинные. Из одного такого шлейфа можно нарезать шлейфов для Псионов на 20 лет вперед!
Увы, марка принтера с подходящим шлейфом пока не найдена...
3). Самостоятельное изготовление шлейфа. Идея следующая. Берем медную фольгу для изготовления печатных плат. Вырезаем из нее прямоугольник подходящей ширины и длины. Приклеиваем его к полиэтилену. Рисуем на нем лаком 16 необходимых дорожек. Помещаем конструкцию в хлорное железо. После травления дорожек смываем хлорное железо, сушим конструкцию. Затем накладываем сверху еще полиэтилен и утюгом скрепляем полученный "бутерброд". Осталось только срезать лишнее.
Идея пока не проверялась.

Наконец, последнее. Почему я упомянул Псионы 5, 5мх, (Revo ?)? Все мы наслышаны об английских традициях, педантизме. Но, как оказалось, он имеет и не только положительные стороны.
Вместо моментального исправления конструктивной ошибки (шлейфа соединения дисплея с системным блоком), педантичные англичане тиражируют ее на Псионы 5, 5мх (Revo ?)!!! И, более того, шлейфы как запасные части вообще не поставляются дистрибьютерам! Поразительное твердолобие!
Надеюсь этим сообщением хоть как-то помочь бедолагам - владельцам КПК Псион.
С уважением, Mike Kudritsky.

P.S. 1). Мой прогноз - 90% КПК ремонтируется (речь идет о шлейфе) в сервисных центрах методом "разворота на 180 градусов". Сий тяжкий труд (40 минут работы) оценивается в Киеве $15, в Питере $50, а в Москве аж $60!
А пользователям поются басни о том, как трудно достать новый шлейф :-)))
2). Какой же КПК я буду покупать после геморроя с Псион 3с? Тоже Псион (5мх, Revo)! Вроде с ремонтом этих КПК разобраться можно... Привлекает самая устойчивая, продуманная и удобная из всех КПК операционная система (Ерос).

Дата статьи: 9 ноября 2000 г
Источник:Mike Kudritsky vipkgos@glas.apc.org

« Назад в каталог | Обсудить в конференции »
[На главную] [Обновления] [Новости] [Клуб] [Обзоры программ] [Советы] [Обзоры железа] [SIBO] [Конференция] [Статьи] [Базы] [Ссылки] [Поиск]
содержанки онлайн.